Адмирал Кузнецов

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"

 

Что такое авианосец? Авианосец - это боевой надводный корабль, высокоманевренная авиационная база. На палубе у авианосца находится боевая авиация - самолеты и вертолеты, вооруженные торпедами, бомбами и ракетами. Кроме того, авианосец может иметь на борту зенитные ракетные установки и артиллерию. А что такое авианесущий крейсер? Это тот же авианосец, только наш, российский. Вообще-то, никакой другой разницы, кроме названия, между авианосцем и авианесущим крейсером нет.

 

 

 

"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"  — тяжёлый авианесущий крейсер  единственный в составе ВМФ России такого класса.

 

 

Измерения

Длина — 303,2 метра

Длина по ватерлинии — 270 метров
Ширина — 74,3 метра
Ширина по ватерлинии — 35,0 м
Осадка — 9,14 метра
Стандартное водоизмещение — 43 000 тонн
Полное водоизмещение — 55 000 тонн
Максимальное водоизмещение — 58 600 тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4 x 50000 лошадиных сил
Количество котлов — 8
Количество винтов — 4
Мощность турбогенераторов — 9 x 1,500 киловатт
Максимальная скорость — 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость — 18 узлов
Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
Автономность — 45 дней

Вооружение

Самолеты — 12 x Су-33, Су-25УТГ
Вертолёты — 4 x Ka-27РЛД, 18 x Ka-27ПЛ, 2 x Ka-27ПС
12 x ПКРК 4К80 «Гранит»
4 x ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 х пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)
2 х РБУ-12000 «Удав»

Экипаж

Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек

 



Крейсер много раз переименовывали, в проекте он назывался «Советский союз», при строительстве
«Рига», под названием «Леонид Брежнев» его спускали на воду, а испытания он проходил как «Тбилиси». И только в 1990 году крейсер получил свое окончательное название - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала Флота Советского Союза.


На крейсере во время походов базируются разные самолёты (например, Су-25УТГ и Су-33 279-го) и вертолёты (Ка-27 и Ка-29 830-го).

 


Адмирал Кузнецов был пятым по счёту тяжёлым авианесущим крейсером в СССР. Его начали строить на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году. Постройка впервые в стране проводилась прогрессивным способом - корпус формировался из крупных блоков массой до 1400 тонн.


От предыдущих вариантов новая модель отличалась значительно увеличенной полётной палубой и трамплином для взлёта самолётов. Это впервые обеспечило возможность взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25.

Государственные испытания крейсера начались в 1990 году.  В ходе испытаний  "Адмирал Кузнецов" прошел 16200 миль, за это время было совершено 454 полёта самолётов.

 

 



Он совершил переход вокруг Европы в Североморск. В течение последующих нескольких лет продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер участвует в военных учениях, по три-четыре месяца в год проводит в море.

В 1995 году - в год 300-летия российского флота, в составе корабельной многоцелевой группы "Адмирал Кузнецов" вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиацию в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар был пройден через 10 суток похода.


После этого крейсер пристал к берегам Туниса. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США.  Во время учений  перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Весь поход сопровождался серьёзными проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

 



В связи с этими неполадками в течение двух лет крейсер находился в ремонте, после которого принял участие в крупных учениях Северного флота, дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в этом же году.

В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения, "Адмирал Кузнецов" участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ.

В последующие годы нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. В составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море.


Последний ремонт крейсера проводился в 2008 году.


За время существования крейсера с ним случались некоторые происшествия.

2004 год: авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать. 
Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.


2005 год: в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (при этом пилоту удалось спастись при помощи катапультирования), второй удержался на палубе.

 

Назад На главную Читать еще
Современная армия