и

Большой Московский Государственный Цирк

ПРЕДСТАВЛЯЮТ!

 Дарья Костюк: невозможное – возможно, знаю точно!

 

 

Цирк – совершенно особенный мир: здесь не бывает случайных успехов, и ничего не происходит «вдруг». Аплодисменты в цирке зарабатываются даже самыми талантливыми артистами лишь потом и кровью в самом прямом смысле слова.

 

 

Большую часть жизни артисты цирка проводят на гастролях, детей в чужих городах оставлять не на кого и их приходится брать с собой на работу – в цирк. Первый раз цирковые дети попадают за кулисы грудничками – посапывают в колясках и играют погремушками в манежах, пока родители репетируют или выступают. Потом начинают принимать посильное участие в закулисной жизни: кто-то прыгает на батуте, кто-то тренирует гибкость, учится жонглировать или помогает взрослым ухаживать за животными.

А дальше у всех складывается по-разному.

 

 

 

Рассказывает артистка Большого Московского Цирка на проспекте Вернадского, режиссёр программы «Вокруг света за 130 минут» Дарья Костюк:

 

«Когда я появилась на свет, мой папа уже прошёл путь от артиста цирка до директора, и родители делали всё, чтобы моя жизнь была максимально далека от этого храма искусств. Меня записывали во всевозможные секции и кружки, поддерживали любые начинания и увлечения, лишь бы я была максимально занята, лишь бы мне просто некогда было приходить в цирк.


Но… Было уже поздно. В пять я впервые попала в цирк и увидела ЛОШАДЬ. Со мной что-то невероятное произошло, я сошла с ума, наверное. К цирковым детям все артисты относятся с необыкновенной добротой и терпением, и мне разрешили лошадей гладить и даже держать за уздечку. Так я потом руки не мыла! Всё ходила и нюхала ладоши – этот неповторимой запах кожаной уздечки и сильного красивого животного. В шесть лет мне уже доверяли самой водить на поводу лошадь на репетиционном манеже – как же я была горда собой! Все мои достижения в танцах, шахматах и английском языке вообще ничего по сравнению с этим не значили.


В девять лет я поехала с родителями на длительные гастроли в Японию. Они пытались оставлять меня вечерами, как обычно, в гостинице, но я очень быстро делала школьные уроки и слезами, и разными уловками уговаривала маму с папой взять  меня в цирк. Там я не сидела без дела, а активно помогала конной труппе: мыла, резала овощи для лошадей, чистила загоны, помогала разминать животных… И потихоньку училась сидеть в седле…


Спустя короткое время на мою сторону встала вся труппа, и на родителей посыпались уже взрослые доводы: «Ребёнок занят делом, это лучше, чем играть на компьютере в гостинице, опять же физические нагрузки и общение с животными!»  Папа сдался первым, и я начала серьёзно заниматься в группе «Кубанские казаки» под руководством народного артиста России Юрия Петровича Мерденова – прекрасного человека и моего Первого учителя.

 

Юрий Петрович сразу сказал: «Даже чтобы просто промчаться по арене в тачанке, тебе надо быть очень гибкой, сильной и знать, и понимать лошадь. Для этого надо очень много тренироваться и не только ухаживать за лошадьми, но и общаться с ними». Так определились мои первые служебные обязанности и начались тренировки, стирающие руки и ноги в кровь.

 

Зато два месяца спустя меня выпустили в номер с настоящим трюком: я эффектно разворачивалась на бегущей лошади! Вытаскивала одну ногу из стремени, переносила её над крупом лошади, разворачивалась и мчалась дальше, спиной по ходу лошади, стоя в одном стремени.
Потом научилась подбирать платочки с арены. И к окончанию гастролей работала уже полноценный номер в паре со взрослой артисткой.

 

 

Помню, меня жутко бесило, когда мне делали комплименты или хвалили. То ли я была ещё психологически маленькая, то ли надо мной довлело, что у меня папа-директор, но мне всегда казалось, что мне незаслуженно льстят. Вот когда мне начали делать замечания и бить по ногам плёткой за «невытянутые носочки»,  а это больно, и от плётки на ногах остаются не синяки, а конкретные кровоподтёки, - вот тогда я почувствовала себя полноценным членом труппы. 

 
В Японии я победила родителей. Я с гордостью показывала им каждый вечер новые синяки и была при этом настолько искренне счастлива, что по возвращении в Москву меня официально оформили ученицей в конный ансамбль нашего цирка.


И в школу я вернулась победительницей – у меня теперь была настоящая работа с зарплатой и куча фотографий с выступлений и самой Японии. Очень короткое время я была звездой среди одноклассников, но потом мой безумный график – школа, домашние задания, репетиции, выступления - привёл к тому, что с одноклассниками я, к сожалению, виделась только на уроках, потому что на переменах я старалась успеть что-то сделать из свежезаданного. С учителями проблем никогда не возникало, потому что до девятого класса я училась только на «отлично». Позже, конечно, появились и «четвёрки», но жёсткая установка родителей – «цирк только как награда за успеваемость» - не позволяла халтурить в школе.

  

 

 

В тринадцать лет была очень серьёзная травма  (упала лошадь, раздробив мне ногу), и очень долгое лечение и восстановление. Конники уехали на гастроли, а меня пригласил в свой номер дрессировщик Мурад Абдуллаев. Со временем мы уже вместе подготовили несколько новых трюков с обезьянами и выступали с ними, но плотный гастрольный график Мурада не очень сочетался с моей учёбой в школе, и я решила создать совсем СВОЙ, индивидуальный номер.


В те годы в России только появлялся новый цирковой жанр – гимнастика на полотнах. Мама была категорически против, потому что я была одной из первых артисток в этом жанре. Остальные исполнители делали номера на низко висящих полотнах, концы которых лежали на манеже. А я придумала номер, в котором  полотна подняты на высоту 10 метров над ареной. С этим номером я выступала достаточно долго, но всегда хочется сделать что-то новое и большее, поэтому, когда появилась возможность предложить своё видение целого представления уже в качестве режиссёра, я, естественно, очень обрадовалась.

 

 

 

 

Тема «режиссуры» впервые возникла у меня ещё при подготовке собственного номера «Планета грёз» на чёрных полотнах. Я сама написала сценарий про девушку, которая устала от пустой городской суеты, однообразия, звуков машин, телефонов, разговоров. Она придумывает себе мечту – в номере эту мечту олицетворял серебряный зеркальный шар – и всей душой и поступками начинает к ней стремиться. Оказывается, что для достижения мечты девушке надо сначала преодолеть обстоятельства и даже себя. Но когда мечта становится достигаемой, девушка скатывается в ежедневность, потому что мечту, конечно, можно достичь через преодоление, но свершившаяся мечта перестаёт быть мечтой… Девушка растеряна и, возможно, даже разочарована, но все у неё ещё впереди, ведь  высоко над её  головой сияет хрустальный шар будущего!


К этому сценарию я подобрала и смикшировала музыкальное оформление номера, прописала трюки и реквизит.  Полностью проработанный и законченный номер я предоставила на рассмотрение художественного совета, и его ПРИНЯЛИ! 


Этот номер отразил моё отношение к жизни, к работе. Я всегда стремлюсь к новому, к невозможному. Но когда труд или удача, если хотите, делает это невозможное возможным, мир вокруг становится обычным. Мне всегда интересно совершать что-то необыкновенное, новое!

 

Когда мы с Мурадом Абдуллаевым продумывали концепцию программы «Вокруг света за 130 минут», мы хотели, прежде всего, показать зрителям номера, которых давно не было в нашем цирке, и  сделать необыкновенно динамичный современный единый спектакль с использованием уникальных технических возможностей самого цирка.
У Мурада огромная коллекция записей, описаний  и контактов всевозможных цирковых номеров. Есть номера, которые хорошо знают в Европе, но практически не представленные в нашей стране, например, «колесо смерти». Мы посмотрели этот номер в нескольких исполнениях и пригласили артистов из Грузии под руководством Кахи Квлидзе. У нас в программе этот номер сопровождается настоящим карнавалом и называется «Мексиканские кольца».

 

 

 
В нашем цирке давно не было морских львов, например. По сценарию хотелось, чтобы львы работали именно на льду, а трио Николая Тимченко  уникально именно тем, что его Сеня, Яша и Макс выполняют различные трюки в любой стихии: в воде, на льду или на арене! А украинские дрессировщики Пинко показывают сложную, но очень динамичную дрессуру, у них молодые холёные африканские  львы, и поэтому мы открываем их номером Африку.


Тема спектакля – «вокруг света», поэтому, например,  номер жонглёра Александра Кулакова, исполняющийся  под песню французского шансонье, был выбран для изображения  города любви - Парижа.
Все остальные номера подбирались в программу по тому же принципу: «новое-необычное-красивое-гармоничное в спектакле».

 

Настоящим украшением спектакля, связующим сюжет звеном, является наш исключительно профессиональный балет, и это я считаю своей личной заслугой перед родным цирком. Мы провели настоящий открытый кастинг, в жюри пригласили  профессионалов российской эстрады, таких как Сосо Павлиашвили, актёры Олеся Судзиловская и Вячеслав Титов, бывший директор «Фабрики звёзд» Лина Арифулина, и набрали молодых,  энергичных, талантливых ребят, умеющих и танцевать, и себя на сцене подать.

 

 

Всем артистам пошили костюмы именно для этой программы в едином стиле, как для театральных постановок. В спектакле активно задействованы лазерные спецэффекты, которые в сочетании с шоу фонтанов неизменно вызывают восторженный рёв публики на каждом представлении.

 

 

Постановка «Вокруг света за 130 минут» - шестая для меня, как режиссёра. Этим спектаклем мы взяли необычайно  высокую, совершенно новую не только для БМГЦ но и для всего российского цирка планку.
Сейчас мы с Мурадом уже продумываем концепцию следующего представления. И  в наши творческие споры  теперь вкрался совершенно необычный и важный аргумент «не хуже, чем…». Это действительно здорово,  что общими усилиями балетмейстеров,  художника по свету, художника по костюмам, звукорежиссёра, главного дирижёра, композитора, инспекторов манежа, инженеров,  всех сотрудников и технических работников цирка, униформы и, конечно,  артистов, мы создали такую феерию, что самим теперь непросто представить и сделать что-то лучшее!

 

 

Интервью с режисером программы "Вокруг света за 130 минут" Дарьей Костюк провела Е.В.Пучка, специальным корреспондентом интернет-журнала для школьников "ЗАТЕЕВО" (www.zateevo.ru).
Фото - К.С. Федорченко.

Назад На главную Читать еще
ЦИРК