06.11.2009

В Москве проходит выставка "Свистульки мира. История и современность"

Что может быть зауряднее свистульки? С таким пренебрежительным мнением никогда не согласятся организаторы уникальной выставки в Москве. Примитивный музыкальный инструмент не первую тысячу лет является частью культуры многих стран на разных континентах.

Как заставить одну свистульку петь на два голоса, скульптор Дмитрий Баженов придумал двадцать лет назад. Глину тщательно размять, полость вылепить в виде шара или эллипса и постараться выровнять внутреннюю поверхность. Но главный секрет в отверстиях для воздуха.

Дмитрий Баженов, скульптор: "Я прокалывал дырку, затаив дыхание. Складывалось ощущение, что проколол и звук случился, она ожила. В этом есть какая-то магия".

Ради этой необъяснимой магии звука тысячи лет назад и была придумана свистулька. Сначала она - необходимый предмет во многих языческих ритуалах, позже - любимый музыкальный инструмент всех времен и народов.

Пожалуй, самую необычную свистульку делают в Китае. В нее не нужно дуть - она работает по принципу русской гармошки. Считается, что такими звуками в дом привлекается удача, счастье и гармония. Такие фигурки передаются из поколения в поколение и хранятся в домашнем алтаре.

Львы, кони, паровозы, загадочные обезьяны. В каждой стране свои любимые персонажи. К примеру, в Италии женихи до сих пор на помолвку дарят невестам романтичных барышень. Прижимая свистульку к груди, девушка показывает, что согласна стать его женой. В Молдавии поющие фигурки когда-то были обязательными спутниками военачальников. Громкими призывными звуками они отдавали приказ солдатам идти в бой. А в Средней Азии - это фантастические существа с рогами и на колесах, которым специально перерезали горло.

Марианна Обоева, коллекционер народной игрушки: "Есть даже версия, что красные полоски - это не орнамент, это кровь на них. Но таким образом они остаются оберегом, они остаются добрыми существами, не превращаются в тех самых злых драконов".

В России свистулька - праздничная игрушка. Дымковская, филимоновская, абашевская - в каждой губернии своя. Их раскрашивали максимально ярко и продавали на ярмарках. Носили как украшения на шее и на них подсвистывали гармошкам. Мелодии были настолько заразительными, что народ сразу пускался в пляс. Отсюда и название - свистопляска. Но и в будние дни о свистульках тоже не забывали.

Галина Арефьева: "Когда коровы идут, чтобы она не прошла мимо дома, кто-то играл и она заходила во двор".

Впрочем, свистульки - не единственные глиняные музыкальные игрушки. В коллекции Александра Быкова есть трещотки, окарины - вытянутые трубочки с дырками по бокам и даже погремушки-неволяшки - громотухи.

Александр Быков, коллекционер народной игрушки: "Считалось, что их давали детям. И ребенок-младенец, лежащий в колыбели, гремел такой вещью и отгонял злых духов".

Всего у Александра несколько тысяч игрушек со всего света. Свистеть в помещении нельзя? Он в это не верит. Говорит, у него есть своя примета: появляется новая свистулька - жди гостей. Ведь кто откажется еще раз подержать в руках эти произведения искусства и, хоть на миг, снова очутиться в детстве.

Юлия Сафонова

Назад На главную Читать еще
Мировые новости