Интервью Гречко Г.М. для ЗАТЕЕВО_2

Интервью Лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза  Георгия Михайловича Гречко, которое он дал специально для Интернет-журнала ЗАТЕЕВО в марте 2009 года.

 

Продолжение.  Начало читать ЗДЕСЬ.

 

Часть вторая: о совместимости,  неблагодарной работе космонавтов-дублёров и космических кораблях.

 

ЗАТЕЕВО: Георгий Михайлович,  возникали ли личные проблемы у космонавтов, когда их определяли в экипаж? Ведь состав экипажа определяет руководство из своих соображений, не спрашивают: «А с кем ты хочешь полететь?»

 

Гречко Г.М.:  Конечно, бывали. Психологи работали с каждым из нас по отдельности, потом они с нами работали, когда нас объединяли в экипаж, а потом писали заключение. И был случай, когда психологи написали в заключении, что один экипаж нельзя запускать в космос. Потому что и командир, и бортинженер - высокоразвитые, знающие, профессиональные люди, но каждый сам по себе.  Такой несплочённый экипаж справится  с программой полёта, но если возникнет аварийная ситуация какая-то непредусмотренная, могут не справиться.

 

ЗАТЕЕВО: И этот экипаж «зарубили?»

 

За неделю до полёта экипаж сняли, заменили дублёрами и более того, эти космонавты совсем ушли из отряда.

 

 

ЗАТЕЕВО: Георгий Михайлович,  расскажите о дублёрах?

 

О дублёрах я могу вам рассказывать месяцами… Я много раз был дублёром.

 

ЗАТЕЕВО: Это унизительно – готовиться, сдавать экзамены, заниматься вместе с основным экипажем, всё знать, быть ко всему готовым и не полететь в космос?

 

Нет, ну почему унизительно, это ведь необходимо. Дублёр создаёт хорошую подготовку к собственному полёту. Был случай, когда мы с Куклиным одновременно дублировали три разных экипажа, то есть они изучали каждый свою программу полёта, а мы все три программы полёта знали.

 

Потом, когда экипаж уже в космосе и у них возникает вопрос, то иногда на этот вопрос не могут ответить даже преподаватели. И тогда и преподаватели, и специалисты вместе с дублёрами ищут ответ, моделируют ситуацию на специальных тренажёрах на земле. Проверенный дублёрами вариант говорят основному экипажу.

 

Дублёром быть всё же тяжело, морально тяжело, но это важная и нужная вещь.  Знаете, почему  дублёром быть тяжело?

 

У нас была такая система, что и дублирующий экипаж и основной должны готовиться одинаково.  Даже к старту и Гагарин, и Титов ехали в одном автобусе вместе.  Когда снимали на киноплёнку Гагарина в автобусе, а в кадр попадал и Титов, то офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы Титова видно не было.

 

Получается, что  основной экипаж становится всемирно известным, а ты исчезаешь, тебя не было.  Но ты же знаешь, что ты готов не хуже, а может, даже лучше!  А у американцев всегда публиковали и основной экипаж, и дублирующий, и вспомогательный, поэтому морального такого удара никто не получал.

На фото: первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и её дублёры Валентина Пономарева  и  Ирина Соловьева (они так и не были в космосе).

 

ЗАТЕЕВО: Вот улетел в космос основной экипаж, а что делают дублёры?


Дублеры первое время сидят в центре управления полёта, а потом со временем у космонавтов на орбите жизнь налаживается и  тогда дублёры  получают другое  назначение и готовятся к другим полётам. Но иногда дублёров могут вызвать в центр управления и сказать, что у ребят в космосе такая-то проблема, мы не очень понимаем, ну-ка нам объясните! Дублёр может прямо на наземном оборудовании показать руководителям полёта,  что происходит – ведь оборудование-дублёр тоже на Земле остаётся.

 

ЗАТЕЕВО: А дублируется весь экипаж?  Может, например, такое быть, что в последнюю минуту кто-то из экипажа заболел и его на дублёра заменили? Или  в таком случае весь экипаж меняют целиком?

 

Экипаж дублируется и по частям, и весь. Был такой случай, что перед полётом Леонов, Кубасов и Колодин  были первым экипажем, а Добровольский, Волков, Пацаев – это был второй экипаж, дублёры. И вдруг у Кубасова находят какое-то образование в лёгких на рентгене и его с этим пятном в полёт посылать нельзя, и тогда решается вопрос или экипаж менять или только Кубасова. Всё-таки пришли к выводу, что надо менять экипаж.  Дублирующий экипаж полетел – все думали: «Как ребятам повезло», а они погибли при посадке…

 

А на советско-индийском  полёте было наоборот: заменили только одного члена экипажа на дублёра, то есть может быть и так.

 

ЗАТЕЕВОГеоргий Михайлович, чем первые космические корабли отличались друг от друга? Что модернизировали прежде всего?

 

Ну как же, первый «Восток» просто летал, а из  корабля «Восход» уже можно было выйти в открытый космос,  Леонов  из «Восхода» первым в «никуда» шагнул.

 

«Восток»  и «Восход» - это были шарообразные корабли, у которых не было возможности планирующего спуска, поэтому спуск был как у обычного металлического шарика, брошенного сверху вниз с огромной скоростью, поэтому перегрузка у космонавтов при посадке была огромная!

А вот «Союз» уже имел такое "плоское дно", которое служило как бы планирующим крылом и сразу спуск стал более пологим, а, следовательно, максимальная перегрузка уже была вполовину меньше. 

 

И ещё, когда спускался «Восток», «Восход»,  то был большой разброс, где им приземляться: космонавтов ждут в одном месте, а они прилетят в другом. Пока определят место посадки, пока туда вертолёты доберутся - время проходит, а ведь были случаи, когда "шарики" приземлялись на болота или в такие дремучие леса, что их спасение в целую экспедицию превращалось! А уже на «Союзе» управляемый спуск, то есть за счёт управления  он более точно шёл в расчетную точку.

 

 

 Продолжение следует...

 

Читать первую часть интервью

Рубрика

КОСМОС

ГЛАВНАЯ

страница

 

Назад На главную Читать еще
КОСМОС