Антон Алексеевич Губенко  (1908 - 1939)



легендарный летчик, совершивший над Китаем

первый в истории советской авиации таран

 

 

Антон Губенко родился в 1908 году на Украине под Донецком в крестьянской семье. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) в Мариуполе. Затем уехал на Кавказ, где полгода работал охотником на дельфинов. Потом работал подручным слесаря в Мариуполе.

 

Вступил в комсомол.

 

В армии - с мая 1927 года. В 1928 году окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде, в 1929 - 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. Служил на Дальнем Востоке в истребительной авиации младшим и старшим лётчиком, командиром звена.

 

В апреле 1934 года старший лейтенант Губенко назначен командиром отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи (Московский военный округ). Вскоре стал инструктором по технике пилотирования бригады. Летом 1935 года назначен ведущим лётчиком по проведению войсковых испытаний истребителя И-16. На заключительном этапе испытаний Губенко выполнил полёт на определение предельных перегрузок. Испытания были выполнены на 1,5 месяца раньше срока, за что награждён орденом Ленина. Всего освоил 12 типов самолётов.

 

В 1938 году совершил подвиг - протаранил вражеский самолет над Китаем. За это получил звание Героя Советского Союза и был награждён Золотым орденом Китайской республики.

 

После возвращения на Родину начал готовиться к поступлению в Военно-воздушную академию. Не успел сдать вступительные экзамены, потому что прямо перед этим его  назначили заместителем начальника ВВС Белорусского Особого военного округа.

 

31 марта 1939 года полковник Губенко, отрабатывая во время учений разработанную им методику нанесения штурмового удара, погиб в авиационной катастрофе.

 

Похоронен в городе Смоленске.

 

Его имя носят школа №3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ №3 в Мариуполе, в котором он учился, установлена мемориальная доска.

 

Таран Антона Губенко

  

Во время японо-китайской войны 1937 - 1945 годах выдающиеся летчики СССР направлялись в Китай, чтобы помочь Китаю отстоять свою территорию. 

Многие  летчики были замечательными асами советской авиации, мастерами воздушного боя, отважными и смелыми людьми. Они не жалели ни своих сил, ни жизни, защищая свободу китайского народа. Ими совершен не один подвиг в небе Китая.


Утро 31 мая 1938 года.


«В тот день, — рассказывал Губенко, — я участвовал в ряде схваток, провел несколько атак, много стрелял. В конце боя я повстречался с одиночным японским И-96. Зашел ему в хвост, прицелился и нажал гашетку... пулеметы молчали, кончились патроны...


Было досадно упускать противника. Решил заставить его сесть на наш аэродром. Прибавив газу, пристроился рядом с И-96. Самурай, увидев меня так близко, испугался. Я погрозил ему кулаком и несколько раз ткнул рукой вниз в направлении аэродрома.


Японец понял, согласно закивал головой и спиральными витками пошел на крутое снижение. Я своим самолетом как бы нажимал на него сверху.


У самой земли И-96 вдруг рванулся в сторону с намерением уйти от преследования. Патронов у него, вероятно, тоже не было. Пользуясь превосходством в высоте, снова настиг врага, теперь уже решившись идти на таран.


Сначала хотел рубить противнику хвост, но передумал и подвел пропеллер под элерон левого крыла. Самолет содрогнулся от удара. И-96 посыпался вниз, а мою машину забило, затрясло, как в лихорадке. Я понял: деформирован винт. Уменьшил обороты мотора и на этом режиме дотянул и сел на свой аэродром».


В Китае имя Антона Губенко было на устах у всех летчиков. Ему стремились подражать многие.


Вскоре после знаменитого тарана Губенко в воздушном бою 31 мая 1938 года в печати появилась статья «Подвиг китайского летчика». Летчики хорошо знали, что этим «китайцем» был наш Антон.


После возвращения из Китая Губенко служил в Минске заместителем начальника Военно-воздушных сил (ВВС) Белорусского военного округа.


Вскоре газета «Красная звезда» сообщила о том, что Антон Губенко разбился при разработке новой фигуры высшего пилотажа. Не хотелось верить, что этого замечательного летчика и человека, полного сил и энергии,  Героя Советского Союза уже нет в живых.


Из рассказа С. В. Слюсарева (1906–1981), гвардии генерал-лейтенанта авиации, кандидата военных наук, Героя Советского Союза.

Назад На главную Читать еще
Великие россияне