Нильс Бор


датский физик,

лауреат Нобелевской премии,
«ОТЕЦ» ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ.



Нильс Бор родился в столице Дании городе Копенгагене.  В школьные годы был заядлым футболистом, увлекался катанием на лыжах и парусным спортом.
Бор учился на физическом факультете Копенгагенского университета, где его признавали необычайно способным исследователем.

Бор работал над изучением строения атома.
Он сформулировал основные законы современной ядерной физики. Называются эти законы – постулаты Бора. С «постулатов Бора» и сегодня начинаются все учебники по ядерной физике.

ВНИМАНИЕ: ЗАТЕЕВО рекомендует ставить эксперименты по последней книжке только после изучения трёх первых !


В 1920 году Бор основал Институт теоретической физики в Копенгагене и руководил этим институтом до конца своей жизни.

Бор был награжден  Нобелевской премией по физике «за заслуги в исследовании строения атомов и испускаемого ими излучения».

В начале 1939 года Бор определил, что один из обычных изотопов урана, уран-235, является расщепляемым материалом, что оказало существенное влияние на разработку атомной бомбы.

Хотя Нильс Бор сначала считал создание атомной бомбы технически неосуществимым, работа по созданию такой бомбы уже начиналась в Соединенных Штатах, и американским учёным потребовалась его помощь.

 В США Бор сделал ряд технических разработок при создании первой атомной бомбы и считался старейшиной среди многих работавших над  этим проектом ученых.

Однако, в конце войны Нильса Бора очень волновали последствия применения атомной бомбы в будущем.
Он встречался с президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Черчиллем, пытаясь убедить их быть открытыми и откровенными с Советским Союзом в отношении нового оружия, а также настаивал на установлении системы контроля над вооружениями в послевоенный период.

Нильс Бор помогал основать ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований) и играл активную роль в его научной программе.
Он также принял участие в основании Нордического института теоретической атомной физики (Нордита) в Копенгагене – объединенного научного центра Скандинавских государств.


Всю свою жизнь Нильс Бор выступал в прессе за мирное использование ядерной энергии и предупреждал об опасности ядерного оружия.

 

Человек высокого роста, с большим чувством юмора, Бор был известен своим дружелюбием и гостеприимством.

 

 

Москва.  Парк Музеон.  Наши дни.

 

Сидят на лавочке два великих физика - Альберт Эйнштейн и Нильс Бор.

Эйнштейн сказал однажды: «Что удивительно привлекает в Боре как ученом-мыслителе, так это редкий сплав смелости и осторожности; мало кто обладал такой способностью интуитивно схватывать суть скрытых вещей. Он, без сомнения, является одним из величайших научных умов нашего века».


Бор был членом более двух десятков ведущих научных обществ и являлся президентом Датской королевской академии наук. Его глубоко уважали учёные всего мира.


На фото: Нильс Бор и российский физик, лауреат Нобелевской премии, Лев Ландау.


Кроме Нобелевской премии, Нильс Бор получил высшие награды многих ведущих мировых научных обществ, включая медаль Макса Планка Германского физического общества и медаль Лондонского королевского общества.

Бор обладал почетными учеными степенями ведущих университетов, включая Кембридж, Манчестер, Оксфорд, Эдинбург, Сорбонну, Принстон, Макгил, Гарвард и Рокфеллеровский центр.

 

 

Суть атомной модели Нильса Бора легко  понять из этого шуточного стихотворения. Доказано, что все учителя физики ставят за его прочтение наизусть твёрдую «пятёрку» в журнал! 

 

 АТОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ БОР.

    
Вот атом, который построил Бор.
Это - протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.

А вот электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.

Вот мю-мезон,
Который  распался  на  электрон, 
Который  стремглав  облетает  протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.

А вот пи-мезон,
Который,  распавшись,  дал  мю-мезон, 
Который  распался  на  электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который  построил  Бор. 

Вот  быстрый протон, 
Который  в  ударе  родил пи-мезон,
Который,  распавшись, дал  мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.

А вот беватрон,
В  котором  ускорился  тот  протон, 
Который  в ударе  родил  пи-мезон,
Который, распавшись,  дал  мю-мезон,
Который распался  на  электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.

А вот дополнительность.
Это закон,
Который Бором провозглашен.
Закон всех народов,
Закон всех времен,
Успешно описывающий с двух сторон
Не только - протон
И электрон,
     Но также нейтрон,*
     Фотон,
     Позитрон,
     Фонон,
     Магнон,
     Экситон,
     Полярон,
     Бетатрон,"
     Синхротрон,
     Фазотрон,
     Циклотрон,
     Циклон,
     Цейлон,
     Нейлон,
     Перлон,
     Одеколон,
     Декамерон.

И, несомненно, каждый нейрон
Мозга, которым изобретен
Тот замечательный
беватрон,  В котором ускорился  тот протон,
Который в ударе родил  пи-мезон,
Который, распавшись,  дал  мю-мезон,
Который  распался на электрон, 
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который также построил Нильс Бор!

Как вывести преподавателя из себя, прославиться в веках и получить "5"?!


Сэр Эрнест Рутерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.


Однажды на экзамене по физике преподаватель задал вопрос: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра».


Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».


После чего этот студент был выгнан из аудитории, но после подал на апелляцию, основываясь на том, что ответ был абсолютно правильным. Для решения возникшей проблемы был вызван независимый арбитр.


Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.


Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее. Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока.


Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».


Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.


– Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, – начал студент. – Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.


– Неплохо, – сказал я. – Есть и другие способы?
– Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.


– Если вы хотите более сложный способ, – продолжал он, – то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.


Наконец, – заключил он, – среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».


Тут я спросил студента – неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.


Студентом этим был Нильс Бор, впоследствии – великий датский физик, лауреат Нобелевской премии.


Самый известный анекдот про Нильса Бора.


Рассказывают, что Бор часто приглашал своих учеников и коллег в гости к себе на дачу, расположенную на одном из многочисленных прибрежных датских островков. Однажды молодой физик заметил над входной дверью дачного домика прибитую гвоздем лошадиную подкову.
— Но вы же, профессор Бор, — возмутился он, — не верите во всю эту чушь, будто бы подкова приносит удачу?!
— Я, конечно, не верю, — улыбнулся в ответ Бор. —  Но говорят, что подкова приносит удачу даже тем, кто в неё не верит!

 

Назад На главную Читать еще
Кто такой