Юрий Николаевич Григорович

балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического
Большого театра России, Народный артист СССР (1973 г.)

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде.
Отец – Николай Евгеньевич Григорович был служащим.
Мать – Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Супруга – Бессмертнова Наталья Игоревна (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка Государственного академического Большого театра, Народная артистка СССР.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно.
Дядя Юрия Николаевича по матери – Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).
После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Его роли того времени:
 - Половчанин в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина;
 - Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева;
 - Шурале в «Шурале» Ф.З.Яруллина;
 - Северьян в «Каменном цветке»  С.С.Прокофьева;
 - Ретиарий в «Спартаке» А.И.Хачатуряна и другие.
Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей.
 Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Доме культуры имени А.М.Горького балеты «Аистенок» Д.Л.Клебанова и «Семеро братьев» на музыку А.Е.Варламова. Спектакли удались и обратили внимание специалистов на начинающего хореографа.
Однако подлинный успех пришел к Ю.Н.Григоровичу после постановки им на сцене театра им. С.М.Кирова балетов «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (по сказу П.Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А.Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961).
Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965).
Ю.Н.Григорович ставил «Каменный цветок» также в Новосибирске (1959), Талине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и других городах. «Легенду о любви» – в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и других городах.
Спектакли эти имели оглушительный успех, положили начало дискуссии о путях развития отечественного балета, они ознаменовали начало нового этапа в развитии нашего балетного театра.

Оба эти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе, сотрудничающим с Ю.Н.Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. С.Б.Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и был художником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмы поразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н.Григоровича отличаются цельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Про С.Б.Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец. Успех спектаклей Ю.Н.Григоровича в значительной мере определялся его постоянным содружеством с этим замечательным художником.

И еще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н.Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения нашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это – А.Е.Осипенко, И.А.Колпакова, А.И.Грибов, в Москве – В.В.Васильев и Е.С.Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И.Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в их творческом пути.
Юрий Григорович  и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции

После яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н.Григорович был назначен сначала балетмейстером театра им. С.М.Кирова (с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр (с 1964 по 1995 год), в 1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы.

В Большом театре Ю.Н.Григорович кроме «Каменного цветка»  и «Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей.
Первым из них стал «Щелкунчик» П.И.Чайковского (1966). Этот балет претворен им не как детская сказка, а как философско-хореографическая поэма с большим и серьезным содержанием. Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромный успех и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшее развитие творчество Ю.Н.Григоровича получило в постановке балета «Спартак»  А.И.Хачатуряна (1968). Балетмейстер создал героико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу.

Успех Ю.Н.Григоровича здесь разделили художник С.Б.Вирсаладзе и замечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В.Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию – Е.С.Максимова и Н.И.Бессмертнова, Эгину – Н.В.Тимофеева и С.Д.Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э.Лиепа в роли Красса. М.Э.Лиепа, прославившийся до этого как выдающийся классический танцовщик, здесь создал образ, поразивший единством танцевального и актерского мастерства.

Вы можете здесь посмотреть фильм-балет «Спартак» киностудии «Мосфильм» по знаменитой постановке Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна. Видеотрасляция начнется сразу после рекламного ролика.

«Спартак»  Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды – Ленинской премии. Это пока единственное произведение балетного театра, получившее Ленинскую премию.
Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюду имел ошеломляющий успех. Ю.Н.Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом.
А в Большом театре «Спартак» идёт уже около 40 лет, украшая его репертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из них участие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

Творчество Ю.Н.Григоровича было продолжено в «Иване Грозном» на музыку С.С.Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. Открытием этого спектакля стал артист Ю.К.Владимиров, для которого хореограф сочинил партию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.
В 1976 году Ю.Н.Григорович поставил «Ивана Грозного» в парижской Опере.

Ю.Н.Григорович создал спектакли на современную тему.
В 1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я.Эшпая, созданный по пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история», в те годы очень популярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль о современной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива.
За удачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР.
Вторую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий.

Другой спектакль Ю.Н.Григоровича, связанный с современностью, – это «Золотой век» Д.Д.Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые этот балет Д.Д.Шостаковича был показан в 1930 году в постановке других балетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Ю.Н.Григорович создал совершенно новый сценарий. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д.Шостаковича

Исполнительским открытием этого спектакля стал Гедиминас Таранда в образе двуличного главного героя Яшки, главаря банды, он же – месьё Жак. Новыми гранями заблистало дарование Н.И.Бессмертновой в главной женской роли Риты.

В декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе удалось сочетать приметы современности с условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы и вместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

До сих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н.Григоровичем. Но в его творчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил все три балета П.И.Чайковского.
В «Щелкунчике» старая хореография не сохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново.


А в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться с проблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития и дополнения её. Оба эти произведения Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новую редакцию-версию.

Первая постановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н.Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И.Чайковским, главные герои в конце гибли. 

В сценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивался торжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н.Григорович хотел вернуться к трагическому финалу, удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 году в новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре.
 
Из классических балетов Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре также:
 - «Раймонду» А.К.Глазунова (1984);
 - «Баядерку» Л.У.Минкуса (1991);
 - «Корсар» А.Адана - Ц.Пуни (1994);
 - «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель» А.Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Мая Плисецкая

С Ю.Н.Григоровичем работали все ведущие танцовщики России: его супруга Н.Бессмертнова, а также М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, М.Лиепа  и многие другие.

Ю.Н.Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разные версии.
Сначала он осуществил его в парижской Опере (1978), затем создал на сцене Большого театра (1979) и новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов (1999). Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок и трагичен. Ю.Н.Григорович отошел даже от шекспировского примирения двух враждующих семей. Мрак и безысходность финала заставляют осознавать трагедийность не только исторического, но и современного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющий ныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.

В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1985 годах Ю.Н.Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра.
С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной Академии хореографического искусства.
Профессор Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой.
С 1989 года – президент Ассоциации деятелей хореографии.
С 1990 года – президент фонда Русский балет.
В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович  –  художественный руководитель хореографической труппы «Юрий Григорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом.
Многие годы он был председателем жюри международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).
C 1992 года – президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
Академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
В ноябре 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств.
Народный артист СССР (1973).
Лауреат Ленинской премии (1970), Государственных премий СССР (1977, 1985).
Герой Социалистического Труда (1986).
Награжден Орденом Ленина (1976), орденом «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и II степени (2007), орденом Кирилла и Мефодия (1987, Болгария), Орденом Почета (2009, Армения).
Имеет высшую награду Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства «Янтарный крест».
Награжден правительственной премией имени Федора Волкова (2002).

Уйдя в 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н.Григорович осуществил множество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

В 1996 году осуществил первую постановку с новым коллективом в Краснодаре (ныне Краснодарский театр балета) – сюиту из балета «Золотой век» Д.Шостаковича.

В кино экранизированы балеты Ю.Н.Григоровича «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (1977).
Юрий Григорович поставил балет «Ромео и Джульетта» с труппой «Кремлевский балет».

В феврале 2001 года Юрий Григорович вернулся в Большой театр, начав репетиции балета «Лебединое озеро», 2 марта 2001 года состоялась премьера спектакля.

31 августа 2002 года состоялась премьера балета «Золотой век», который Ю.Григорович поставил на сцене Театра музыкальной комедии.

C 2007 года Ю.Н.Григорович руководит Краснодарским театром балета.


В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях – при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

«Каменный цветок» С.С.Прокофьева

12 декабря 2008 года Юрий Григорович представил балет «Каменный цветок» на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
К премьере балета была приурочена презентация проекта «Танцующий Григорович». Эта фотовыставка уникальных работ в прошлом блистательного премьера Большого театра, а ныне педагога Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина, открывающий зрителям балетмейстера Григоровича в работе.

24 и 25 октября 2009 года на сцене Краснодарского театра Юрий Григорович впервые представил спектакль «Шедевры русского балета». Новый проект Ю.Н.Григоровича включает четыре одноактных балета:
- «Петрушка» Стравинского;
- «Шопениана» Шопена;
- «Видение розы» Вебера;
- «Половецкие пляски» Бородина.

6 ноября 2009 года на сцене Большого театра Юрий Григорович представил один из старейших балетов в мире – «Тщетная предосторожность» Петера Людвига Гертеля в исполнении танцоров Московской государственной академии хореографии.

Творчеству Ю.Н.Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998), книга В.В.Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М. Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П.Демидова «Юрий Григорович» (М. Планета, 1987).

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ.
В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.
Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей – А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Любит путешествовать и изучать старину.

Все спектакли, созданные Ю.Н.Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.
Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелей отечественного искусства.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:

 «Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко – жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны.
Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.
Воплотить все задуманное им, в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил:

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии – в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра».

Всё созданное Юрием Николаевичем – это наше национальное достояние. Вместе с тем это этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра.


2 января 2012 года у Юрия Николаевича юбилей – ему исполнилось 85 лет. Пожелаем ему крепкого здоровья, творческих успехов и долголетия!

Назад На главную Читать еще
Великие россияне