20.02.2010

Героями фестиваля современного искусства в Лондоне стали роботы-музыканты и роботы-художники

В джазе только роботы! В оркестре Джона Рейли простейшие манупуляторы играют на трёх терминвоксах - прадедушках современных синтезаторов - и допотопном электрооргане. Доцент из Оксфорда, а в искусстве "маэстро электрического звука", нажимает на клавишу, и механические пальцы начинают импровизировать.

Джон Рейли, музыкант-экспериментатор: "Это восстание против музыки, написанной на ноутбуке. Конечно, молодежь иногда пишет хорошую, интересную музыку, но смотреть её скучно".

На Лондонском фестивале современного искусства Рейли и его манипуляторы, играющие музыку из первых фантастических фильмов, звучат и выглядят старомодно. Как правило, экспонаты здесь делают, управляют и разглядывают с помощью компьютера.

На этой выставке всё не от мира сего. В виртуальной колокольне нет колоколов, зато есть пластиковые цилиндры, внутри которых устройство, генерирующее лазерный луч. Когда ладонь пересекает луч, звенят колокола! Виртуальным звонарём может стать каждый!

Люис Сакс, соорудивший эту инсталляцию, говорит, что художнику необязательно придумывать новые миры. Искусство в том, чтобы заново изобрести тесную колокольню в сельском храме.

Люис Сакс, художник-концептуалист: "Проблема была в одном - у нас звонари обычно звонят в колокол, дергая верёвку вниз. Компьютер с этой задачей не справился. Пришлось придумывать фокус с лазером".

У Патрика Трессе свой путь в искусстве. Компьютерщик по образованию не стал хорошим рисовальщиком, и тогда он дал карандаш роботу. В Лондоне механическая рука живёт своей жизнью - Трессе запрограммировал портрет, а манипулятор "Зиги" рисует каракули.

Патрик Трессе, художник: "Жаль, что у манипулятора нет вдохновения. Но у меня есть ещё 20-30 лет, чтобы он научился понимать мои мысли и чувства".

Брюс Лейси, дедушка европейского электронного авангарда, полвека нянчится со своим роботом. Странный ящик, набитый электронным мусором, то замирает в узких проходах, то вдруг сам по себе ударяется в пляс.

Прав был тот, кто сказал, что гениальные идеи отдают безумием. У коллекционеров есть более вежливое определение - новый взгляд в искусстве, искусстве удивлять и превращать банальные железки в живые существа.

Дмитрий Сошин

Назад На главную Читать еще
Мировые новости