12.03.2010

К разгадке тайн Леонардо да Винчи подключились эстонские учёные

Поистине бесценную картину ненадолго привезли в Таллин. Есть все основания думать, что это до сих пор не известный автопортрет самого Леонардо Да Винчи. Заполучить реликвию удалось потому, что эстонские искусствоведы много делают для разгадки тайн величайшего творца.

Пусть он и со знаком вопроса, но все же – "Автопортрет Леонардо(?)" В художественном музее и выходные отменили, и рабочие часы продлили - такого ажиотажа здесь еще не было. Всего на несколько дней картину привезли в Таллин - эстонские ученые тоже приняли участие в разгадке очередного "кода Да Винчи".

Кади Поли, директор Кадриоргского художенственного музея: "Мы решили поторопиться и привезти эту картину в Эстонию как можно быстрее. Даже сейчас нам было крайне сложно получить разрешение на ее вывоз из Италии. А если будет окончательно установлена ее подлинность, такого шанса у нас больше не будет".

Отличная завязка для интеллектуального детектива: около года назад историк и специалист по средневековью Никола Барбателли нашел картину в городке Лукания на юге Италии. Это портрет Галилео Галилея, утверждал владелец произведения. Но Барбателли поразило удивительное сходство мужчины на картине с уже известными изображениями Леонардо да Винчи.

Никола Барбателли, историк: "Ученые из восьми итальянских университетов провели целый ряд исследований. Выяснили возраст деревянной доски - это конец XV - начало XVI века. Анализ красок показал: такие же пигменты использовал в своих работах Леонардо. И вот, посмотрите на эту надпись на латинском: "Pinxit mea" - "Написано мной" - знаменитый зеркальный почерк да Винчи".

Графологи доказали: есть все основания утверждать, что подписал картину Леонардо да Винчи. Да и криминологи говорят: скорее всего, великий художник приложил руку к этой работе. Один из отпечатков пальцев на портрете совпадает с другими отпечатками, найденными на произведениях гения Ренессанса.

Джанни Глинни, координатор исследования: "Мы также сделали рентген картины, чтобы доказать, что под этим изображением больше ничего нет. Вы помните историю с портретом да Винчи, который хранится во Флоренции, в галерее Уффици? Два века считалось, что это автопортрет художника, пока рентген не показал: под этой картиной - другая, XVII века".

Вот и еще один детективный поворот: портреты удивительно похожи. Возможно, уже известный, флорентийский - копия с найденного, луканского, предположили исследователи.

Рисовал ли себя Леонардо да Винчи, и сохранились ли эти портреты - загадка. Ученые до сих пор спорят даже насчет самого известного изображения художника в старости - а может быть, это лишь этюд головы апостола для "Тайной вечери"?

Есть и еще одна теория: один из автопортретов Леонардо - знаменитая "Мона Лиза".

Орест Кормашов, автор скульптурного портрета Леонардо да Винчи, преподаватель живописи и технологии живописи Таллинского университета: "Его описывают действительно, как идеал, потому что его внешность была поразительно прекрасна… У него были голубые проникновенные глаза, и симметричное, очень красивое лицо".

Эстонские художники попытались воссоздать, как мог выглядеть молодой да Винчи: создали скульптурную голову живописца и ее трехмерное компьютерное изображение.

Хелен Кокк, создатель трехмерного изображения: "Мы взяли за основу рисунки и описание его внешности из разных источников. Кстати, то, как Леонардо да Винчи описывает русский историк Дмитрий Мережковский - стопроцентное совпадение с найденным портретом".

Портрет хорошо сохранился, хотя одно время его использовали даже как поднос для чайника. В некоторых местах есть следы реставрации, но в целом, и в этом эксперты уже не сомневаются, это подлинник эпохи Возрождения.

Но, скорее всего, пройдут еще годы поисков в архивах, стилистических и художественных исследований, пока свое слово не скажут главные мировые эксперты по творчеству итальянского гения, и знак вопроса после автопортрета не исчезнет.

Галина Филоненко

Назад На главную Читать еще
Мировые новости