Абай Кунанбаев

(1845-1904)

казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, композитор.  Пропагандист русской литературы, переводил на казахский язык произведения И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.

Абай родился 10 августа 1845 года.  Отец его был представителем крупной казахской феодальной знати, влиятельным, своенравным, жестоким человеком. Две замечательные женщины: умная, справедливая, сердечная бабушка и добрая, остроумная мать воспитывали будущего поэта.

При рождении мальчику дали имя Ибрагим, но он рос очень внимательным и впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя - Абай (что значит «внимательный», «проницательный»).

Программа мусульманской духовной школы, куда был определен отцом девятилетний Абай,  была не интересна для мальчика, и он самовольно поступил в русскую приходскую школу. Абай рано задумался над высоким назначением человека, он хотел найти себе настоящее дело и для этого овладевал необходимыми знаниями: он занимался самообразованием, много читал.

Абай знал и ценил классическую поэзию Востока. Пристрастие к книгам помогло ему проникнуть в мир Пушкина, Лермонтова, Крылова.

Самовластный отец хотел, чтобы Абай стал судьёй – очень влиятельным и важным человеком. Он забрал мальчика из школы, решив приблизить его к делам, познакомить с тем, как разбираются споры и жалобы. Постоянное присутствие Абая при разборе запутанных судебных дел,  частые разъезды по делам отца были очень полезны для будущего поэта. Перед ним открылся сложный мир: жизнь разных слоев казахского общества, несправедливость и беззаконие, насилие богатых над бедными, и он стал глубоко задумываться над сложными явлениями жизни.

Уже в 15 лет Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая превосходство в красноречии и логике. Современники Абая отмечали, что «видные люди соседних родов стали слушать его, не считая его мальчиком, люди того времени говорили о нем, что он непременно станет знаменитым судьёй».

Чтобы стать писателем, а не судьёй, Абаю пришлось порвать со своим отцом. Он хотел помочь казахам  приобщиться к достижениям мировой культуры. И Абай многое для этого сделал. Его лирические и философские стихи глубоко содержательны, художественно совершенны, связаны с народной поэзией. Немало новых форм стиха  введено им в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай к творческой работе поэта. Он писал: «стих - это вождь средь слов, ценнейший их отбор, талантливый поэт слагает речь в узор…»

В своих стихах Абай воспевал красоту родной степи, трудолюбие и мудрость казахского народа.

Абай был знаком со многими высокообразованными русскими, сосланными царём в Сибирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Нужно учиться русской грамоте – духовное богатство, знание и искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Русская наука и культура – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий» - таков был завет Абая, который сыграл огромную роль в просвещении своего народа.

Абай много переводил известных русских произведений на родной казахский язык. Самым популярным в народе стал перевод «Письма Татьяны» из поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Абай сам написал к этому стихотворению музыку – получилась песня, которая была настолько красивой, что она быстро стала народной и её часто пела молодёжь на праздниках.

Сегодня имя Абая для многих людей на всех континентах стоит вровень с именами Шекспира, Гете, Пушкина и Мольера. Благодаря его произведениям, казахский народ прошел путь из пустынных веков прошлого к светлому будущему. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года - годом Абая во всём мире.
Совместным решением президента России В.В. Путина и президента Казахстана Н.А. Назарбаева 2006 год был объявлен Годом Абая в России.
А в центре Москвы, на Чистых прудах, есть монумент казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву.


Абай (1845-1904). Отрывок из сборника «Книга слов».
*****
Слово  Пятнадцатое.

 

Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница. Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся — достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
Разумные в такие критические моменты не теряют рассудка, они сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение.
Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его халата покрывают зад лошади...
Вот что я видел.
Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?

Абай Кунанбаев (1845-1904). ЗИМА.


В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его — стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли — нахмуренный вид;
Головою тряхнет — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестистворная юрта дрожит.

Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щеки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дубленом пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.

Конь разбить безуспешно пытается лед,
И голодный табун еле-еле бредет.
Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы,
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!

Угоняйте на новое место табун,
Не беда, если вам не придется поспать,
Лучше вам с бедняками делиться скотом!
Не давайте волкам средь степей пировать!
1888 год        Перевод Вс. Рождественского.



Абай Кунанбаев (1845-1904).  Афоризмы.



Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.
Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе - страшен.
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
Лишь бездарный покоряется судьбе.
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.

 

Назад На главную Читать еще
Казахстан