Любимые рассказы Кощея Ёжковича

 

 

Лесков Николай Семенович (1831-1895)

Из сказа "О тульском косом Левше и о стальной
блохе"

отрывок

 

***     

 
Приехал российский царь-государь Александр Павлович в Англию и начали ему всякие диковины английские показывать. Вот подносят ему поднос, на котором ничего нет. Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.

 

— Что это такое значит? — спрашивает, а английские мастера отвечают:

 

— Это вашему величеству наше покорное поднесение.

 

— Что же это?

 

— А вот, — говорят, — изволите видеть сориночку?

 

Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

 

Англичане говорят:

 

— Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.

 

— На что же мне эта соринка?

 

— Это, — отвечают, — не соринка, а блоха.

 

— Живая она?

 

— Никак нет, — отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет танцевать.

 

Государь залюбопытствовал и спрашивает:

 

— А где же ключик?

 

А англичане говорят:

 

— Здесь и ключ перед вашими глазами.

 

— Отчего же, — государь говорит, — я его не вижу?

 

— Потому, — отвечают, — что это надо в микроскоп.

 

Подали микроскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.

 

— Извольте, — говорят, — взять ее на ладошечку — у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет танцевать.

 

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету станцевала.

 

Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами.Англичане попросили, чтобы им серебром отпустили, а потом  и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на нее не принесли!
Без футляра же ни блоху, ни ключика держать нельзя, потому что затеряются и в сору их так и выбросят.

 

А футляр для блохи у англичан сделан из цельного бриллиантового ореха и блохе местечко в середине выдавлено.
Но футляр они подарить не могут.

 

Государь говорит:

 

— Сколько тот орех стоит, в котором блоха местится?

 

Англичане попросили за футляр пять тысяч.

 

Государь Александр Павлович сказал: «Выплатить», а сам опустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку, которая вся выстлана преламутом и рыбьей костью.  Английских же мастеров государь с честью отпустил и сказал им:
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди против вас сделать ничего не могут».

 

Удивительная блоха так и оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью. А после его смерти досталась она в наследство новому государю.

 

Новый Государь посмотрел и удивился.

 

— Что это еще за пустяковина?

 

Придворные хотели выбросить, но государь говорит:

 

— Нет, это что-нибудь значит.

 

Позвали из  аптеки химика,который на самых мелких весах яды взвешивал, тот взял блоху, положил на язык и говорит:
«Чувствую хлад, как от крепкого металла». А потом зубом ее слегка помял и объявил:

 

— Как вам угодно, а это не настоящая блоха - она сотворена из металла, и работа эта не наша, не русская.

 

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

 

Отыскали донского казака Платова, который Государя Александра Павловича в той поездке в Англию сопровождал, и рассказал он историю всю откуда блоха эта взялась.

 

— Это, — говорит, — ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы показать её русским мастерам в Туле, — не могут ли наши мастера этого превзойти, чтобы англичане над русскими не возвышались.

 

                                                                                                                     ***
Платов взял стальную блоху, и как поехал через Тулу на Дон, показал ее тульским оружейникам.

 

Оружейники его вполне успокоили:

 

— Тонкой работы, — говорят, — мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно.

 

Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города.

 

Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли и начали работать.

 

День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют — ничего неизвестно. Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются.Только сквозь малые щелочки было видно, как внутри дома огонек блестит, да слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.

 

Словом, все дело велось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать, и притом продолжалось оно до самого возвращения казака Платова с тихого Дона к государю, и во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали. 
                                                                                                               

 

                                                                                                                          ***

 

Платов обратился к мастерам:

 

— Готово ли?

 

— Всё, — отвечают, — готово.

 

— Подавай сюда.

 

Подали.

 

Платов сорвал зеленый чехол, открыл шкатулку, вынул из ваты золотую табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех,  и видит: английская блоха лежит там какая была, а кроме неё ничего больше нет.

 

Платов говорит:

 

— Это что же такое? А где же ваша работа, которою вы хотели государя утешить?

 

Оружейники отвечали:

 

— Тут и наша работа.

 

Платов спрашивает:

 

— В чем же она себя заключает?

 

А оружейники отвечают:

 

— Зачем это объяснять? Все здесь в вашем виду.

 

Платов плечами вздвигнул и закричал:

 

— Где ключ от блохи?

 

— А тут же, — отвечают, — где блоха, тут и ключ, в одном орехе.

 

Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, — никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода и вдруг рассердился и начал ругаться.

 

Кричал:

 

— Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!

 

А туляки ему в ответ:

 

— Напрасно так нас обижаете, — мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть, но только за то, что вы в нас усумнились и подумали, будто мы государя обманули, — мы вам секрета нашей работы теперь не скажем! Извольте нас к государю отвезти — он увидит, каковы мы у него люди и стыдно ли ему за нас.

                                                                                                                        

Привезли только одного мастера - левшу к Государю. Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с нее суконный покров, открыли золотую табакерку и бриллиантовый орех, — а в нем блоха лежит, какая прежде была и как лежала.

 

Государь посмотрел и сказал:

 

— Что за лихо! — Но веры своей в русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну
и приказал ей:

 

— У тебя на руках пальцы тонкие — возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой блохе брюшную машинку.

Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами не трогает. Александра Николаевна весь завод натянула, а блоха всё-таки не танцует.

 

Платов весь позеленел и закричал:

 

— Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил.

 

С этими словами выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели.

 


А тот, когда его Платов перестал бить, поправился и говорит:

 

— У меня и так все волосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?

 

— Это за то, — говорит Платов, — что я на вас надеялся и заручался, а вы редкостную вещь испортили.

 

Левша отвечает:

 

— Мы много довольны, что ты за нас ручался, а испортить мы ничего не испортили: возьмите, самый сильный микроскоп, смотрите.

 


Как довел Платов левшины слова государю, тот сейчас с радостию говорит:

 

— Я знаю, что мои русские люди меня не обманут. — И приказал подать микроскоп на подушке.

 

Государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком,потом пузичком, на все стороны ее повернули, а видеть нечего - какая была блоха, такая и осталась.


Но государь и тут своей веры в русских мастеров не потерял, а только сказал:

 

— Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится.

 

Как пришёл левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

 

— Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под микроскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

 


Левша отвечает:

 

— Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

 

Государь вопросил:

 

— А как же надо?

 

— Надо, — говорит, — всего одну ее ножку в подробности под весь микроскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку,
которой она ступает.

 

- Помилуй, скажи, — говорит государь, — это уже очень сильно мелко!

 

— А что же делать, — отвечает левша, — если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

 


Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

 

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, английскую блоху на подковы подковали!

 

Стали все подходить и смотреть: блоха действительно была на все ноги подкована на настоящие подковы, а левша доложил, что и это еще не все удивительное.

 

— Если бы, — говорит, — был лучше микроскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, — говорит, — увидать,
что на каждой подковинке имя мастера выставлено: какой русский мастер ту подковку делал!

Назад На главную Читать еще
Рассказы Кощея